”же этим летом ќ—ј√ќ подорожает примерно на 10%
”же этим летом ќ—ј√ќ подорожает примерно на 10%

Ќародной либерализации не случилось

Ќесмотр€ на существенное удорожание ќ—ј√ќ с 2014 года и р€д реформ, страховщики продолжают жаловатьс€ на убыточность страховки — по данным ÷ентробанка, в прошлом году они потер€ли около 15 млрд рублей. ѕоэтому власти вз€ли курс на «либерализацию ќ—ј√ќ», то есть переход к свободной тарификации.

Ќачалс€ привычный торг: власти обсуждают м€гкие варианты, страховщики настаивают на жестких. Ќапример, ћинфин предлагал начать либерализацию с понижающих коэффициентов, которыми страховщики могли бы поощр€ть «удобных» клиентов. ѕрошлой осенью «–оссийский союз автостраховщиков» выкатил собственный проект, согласно которому летом 2018 года страховщики получали большую свободу действи€. Ѕанк –оссии в это случае должен был ограничивать лишь максимальную цену полиса и два коэффициента: аварийности и количества нарушений (новый).

—тоимость полиса ќ—ј√ќ дл€ конкретного водител€ определ€етс€ путем умножени€ базового тарифа (3,4–4,1 тыс€чи рублей) на р€д коэффициентов. ќни учитывают место проживани€ автовладельца, его стаж и возраст, мощность автомобил€, аварийность водител€ в предыдущие периоды страховани€. ƒо 2014 года базовый тариф был единым и не мен€лс€ в течение 10 лет (1980 рублей), однако затем был повышен в два этапа. ќдновременно у страховщиков по€вилась возможность снижать базовый тариф в пределах 20%.

ќ—ј√ќ подорожает уже летом

¬ итоге, Ѕанк –оссии выбрал компромиссный вариант. ¬место понижающих коэффициентов дл€ выгодных клиентов ÷ентробанк попросту расширил вилку тарифов в обе стороны. ≈сли сейчас базовый тариф ќ—ј√ќ составл€ет 3432–4118 рублей, то с лета он будет 2746–4942 рубл€. —траховщики вправе выбирать значение из этого коридора.

Ќапример, владелец 110-сильного автомобил€ в ћоскве, который страхуетс€ по ќ—ј√ќ впервые, сейчас отдаст 8,2–10,1 тыс€чу рублей. ѕо новым ставкам ќ—ј√ќ может обойтись ему дешевле (от 6,6 тыс€чи рублей), но может и дороже — до 11,9 тыс€чи рублей. — учетом перманентных жалоб страховщиков на убыточность ќ—ј√ќ, несложно предположить, какой вариант будет веро€тнее.

—ами страховщики считают удорожание на 10% недостаточным: по оценкам регул€тора, тарифы нужно наращивать в полтора раза.

«–еформа в ваших интересах»

Ѕанк –оссии подает реформу ќ—ј√ќ, как шаг навстречу водител€м.

—  лючевой акцент при проведении реформы будет сделан на защите прав потребителей и в первую очередь интересов добросовестных автовладельцев. —егодн€ ставка тарифа не учитывает профиль водител€, в новом подходе каждый водитель будет оцениватьс€ индивидуально, получа€ скидки или надбавки. ÷ена полиса ќ—ј√ќ будет справедливой дл€ каждого водител€, — по€снил смысл реформы заместитель председател€ Ѕанка –оссии ¬ладимир „истюхин.

¬ качестве подсластител€ пилюли Ѕанк –оссии обещает сделать более прозрачным механизм начислени€ коэффициента безаварийности ( Ѕћ), который будет присваиватьс€ водителю раз в год. ≈сли водитель пользуетс€ несколькими автомобил€ми, из нескольких  Ѕћ будет выбран наименьший.

”величитс€ число градаций коэффициентов возраста и стажа. —егодн€ планка по возрасту составл€ет 22 года, стажа — 3 года, что допускает четыре комбинации. ѕри новом подходе количество ступенек возрастет, но приведет ли это к удешевлению ќ—ј√ќ дл€ отдельных категорий — вопрос.

Ќедовольные страховщики ограничивают продажи ќ—ј√ќ, загон€€ людей в очереди
Ќедовольные страховщики ограничивают продажи ќ—ј√ќ, загон€€ людей в очереди

ќ—ј√ќ продолжит дорожать

ќсенью Ѕанк –оссии и ћинфин представ€т изменени€ в закон об ќ—ј√ќ: страховые смогут «индивидуализировать» тарифы дл€ отдельных категорий клиентов, что на практике может означать как снижение цены ќ—ј√ќ дл€ выгодных водителей, так и повышение дл€ проблемных.

ѕоправки начнут действовать со следующего лета, а уже с 2020 года нас ждет окончательна€ либерализаци€ ќ—ј√ќ, когда за Ѕанком –оссии сохранитс€ контроль только за некоторыми социально значимыми коэффициентами. ѕредполагаетс€, что регул€тор также будет боротьс€ со страховыми, которые получают сверхприбыль, но конкретики в этом вопросе пока нет, а сам механизм контрол€ совсем не очевиден.

¬одители отказываютс€ от ќ—ј√ќ

ѕарадоксально, но на этом фоне правительство не поддержало увеличение до 5000 рублей штрафа за езду без ќ—ј√ќ, что могло бы сдержать рост числа отказников. —ейчас по ст. 12.37  ојѕ штраф составл€ет 800 рублей за полное отсутствие полиса и 500 рублей, если водитель не вписан в него. ѕри быстрой оплате размеры штрафов падают вдвое до 400 и 250 рублей. ƒалека пока от реализации иде€ штрафовать безосажных по данным камер видеофиксации.

Ќеудивительно, что растет количество водителей, которые не покупают страховку вообще. —татистика пугающа€: например, по данным –—ј, в 2015 году по статье 12.37  ојѕ было выписано 189 тыс€ч штрафов, уже через год их количество возросло на пор€док до 1,9 млн, а в 2017 году составило 2,8 миллиона! ќчевидно, что р€д нарушителей остались «за кадром», то есть реальное число безосажных существенно выше 3 млн человек.

— прошлого года власти активно борютс€ с водител€ми, покупающими поддельные полисы ќ—ј√ќ: предъ€вление «липы» инспектору грозит возбуждением уголовного дела. Ќо вр€д ли это решит проблему, потому что люди просто перестают покупать полисы — и насто€щие, и фальшивые.

¬опрос о мошенниках

»нтересно, что анонсированный Ѕанком –оссии план не касаетс€ проблемы, которую сами страховщики называют ключевой — «черных автоюристов». ѕод ними понимают как и откровенных мошенников, так и вполне легальных юристов, использующих слабость законодательства дл€ получени€ завышенных (или даже справедливых) выплат. ¬место прикрыти€ юридических дыр кризис ќ—ј√ќ снова предлагаетс€ тушить за счет увеличени€ тарифов.

» так ќ—ј√ќ роет себе могилу: сегодн€ им недовольны как автомобилисты, так и страховщики, а компромиссные реформу дают лишь отсрочку, не реша€ проблемы по существу.

ѕокупаете ли вы полис ќ—ј√ќ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, и продолжу
  • —коро не буду
  • ѕерестал недавно
  • ƒавно не покупаю
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€