ѕраворуким – конец: битва за «√лонасс» почти проиграна

¬ случае аварии «Ёра-√лонасс» оповестит экстренные службы в автоматическом режиме, св€жет пострадавших с оператором кол-центра, а также передаст информацию о месте ƒ“ѕ, модели автомобил€, силе удара и т.д.

—тарым хуже, чем новым

Ќапомним, что с 1 €нвар€ 2017 года технический регламент “аможенного союза «ќ безопасности колесных транспортных средств» об€зывает оснащать системой «Ёра-√лонасс» все автомобили, которые ввод€тс€ в эксплуатацию – и подержанные, и новые.

»нтересно, что дл€ новых все же есть лазейка. ”становка «эры» им нужна дл€ получени€ так называемого одобрени€ типа транспортного средства (ќ““—), срок действи€ которого – три года. ѕоэтому дл€ автомобилей, которые получили или продлили его в конце 2016 года, остаетс€ трехлетний «безглонассовый» период. ¬от вам парадокс: «Ёра-√лонасс» есть у импортируемой Toyota Corolla, но отсутствует у Lada Granta и Kalina.

ј с подержанными машинами ситуаци€ сложнее. ƒл€ постановки на учет и получени€ техпаспорта от владельца потребуют так называемое —Ѕ “— (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), и приказ ћ¬ƒ №1072/3557/2293 дл€ получени€ документов об€зывает указывать в особых отметках идентификационный номер так называемого ”¬Ёќ— – устройства вызова экстренных оперативных служб. ќно чуть проще полноценной «эры» и может работать лишь в режиме ручного вызова, тогда как новые машины могут вызывать помощь в режиме «автопилота». “ем не менее смысл тот же: экстренна€ кнопка должна быть и в новых, и в подержанных авто.

—колько стоит ”¬Ёќ—

¬ первый мес€ц 2017 года таможни исправно задерживали ввезенные машины, однако в конце феврал€ сделали послабление, начав пропуск автомобилей. ќднако подобное «одолжение» не решило проблемы по существу.

ј проблема в том, что помимо установки ”¬Ёќ— (пор€дка 30 тыс€ч рублей) требуетс€ его сертификаци€, стоимость которой может достигать сотен тыс€ч. “ак, на сайте таможни по€вилс€ рассказ владельца американского пикапа, который установил ”¬Ёќ— и попыталс€ пройти сертификацию в Ќјћ», где с него попросили 800 тыс€ч рублей!

“акие требовани€ фактически запрещают импорт подержанных автомобилей и вр€д ли имеют отношение к заботе о безопасности. ¬ конце концов 40-миллионный автопарк –оссии еще дес€тилети€ будет состо€ть в основном из автомобилей без «Ёра-√лонасс», а импорт подержанных иномарок в –оссию сейчас не превышает 30 тыс€ч единиц – примерно 0,08% от объема легкового автопарка.

Ѕольнее всего косвенный запрет на импорт ударил, естественно, по ƒальнему ¬остоку, где на ввоз €понских автомобилей ориентирована изр€дна€ часть экономики.   делу подключилс€ губернатор ѕриморского кра€ ¬ладимир ћиклушевский, пообещав лоббировать альтернативный пор€док постановки на учет подержанных автомобилей.

–егистраци€ по-новому

» по€вилась надежда: так, на сайте јќ «√лонасс» опубликован упрощенный пор€док установки ”¬Ёќ—. ≈го главное отличие – в отсутствии необходимости сертифицировать систему на каждом конкретном автомобиле. ¬место этого владелец обращаетс€ в один из авторизованных центров по установке ”¬Ёќ—, а бюджет операции под ключ составл€ет пор€дка 30 тыс€ч. “оже, конечно, немало, но все же гораздо реалистичнее 800 тыс€ч за сертификацию.

Ќо радость оказалась преждевременной, потому что спуст€ некоторое врем€ јќ «√лонасс» добавило важную фразу: новый пор€док относитс€ только к уже наход€щимс€ в эксплуатации на территории –‘ транспортным средствам. ѕроще говор€, послаблени€ касаютс€ автовладельцев, которые желают добровольно поставить ”¬Ёќ— на свой автомобиль, а ввезенным иномаркам требуетс€ полноценна€ «эра» с сертификацией.

Ѕолее того, как сообщает «»нтерфакс» со ссылкой на полпреда президента –‘ на ƒальнем ¬остоке ёри€ “рутнева, техрегламент “аможенного союза ради подержанных иномарок мен€тьс€ не будет.

– ћы будем продолжать и далее впускать подержанные иномарки только с установкой приборов «Ёра-√лонасс». Ёто решение прин€то в цел€х обеспечени€ безопасности людей, и мен€ть его никто не планирует, – за€вил чиновник.

ј значит, система «Ёра-√лонасс» сделала то, что не смогли сделать ни пошлины, ни курсы валют, – перекрыла поток возрастных машин в –оссию. Ќазвать это катастрофой федерального масштаба сложно, ведь за последние дес€ть лет импорт бэушек в –оссию упал в 10 раз и сейчас составл€ет ничтожную часть от оборота машин в стране. ѕоэтому в большей степени пострадают приграничные территории, вроде  алининграда и ƒальнего ¬остока, дл€ которых б/у иномарка – это и транспорт, и бизнес.